Ваша любимая музыка. Наш качественный звук.
Каталог
Форум
Лидеры продаж
Komod (6С33С) IMAG0700 IMAG0699

110000 рублей

Только в июле!

80000 рублей!!!

Подробнее
Krom (EL34)

70000 рублей

Подробнее
Nicky (300B) r5TMfh9hfcA

HPwDCKYFq2g

100000 рублей

Подробнее
Replees IMAG1538 IMAG1543

140000 рублей

Подробнее
Яндекс цитирования

Двухтактный усилитель на 6П3С-Е и 6Н9С

Автор: Тимошенко Андрей, город Орел, Курская область

Схемотехника усилителей сводится к однотактным и двухтактным схемам. Ничего нового здесь, казалось бы, не придумаешь. Связь между каскадами усиления – конденсаторная, реже – трансформаторная. Отдельный случай – непосредственная, по схеме Лофтина-Уайта [1]. Но давайте пойдем дальше, и посмотрим на вопрос создания двухтактных усилителей мощности… без межкаскадных конденсаторов вообще. Впрочем, межкаскадных трансформаторов тоже не будет, хотя ими и удобно разбивать сигнал на парафазный, используя две одинаковые вторичные обмотки. Глядя на схему Лофитна-Уайта мне в голову пришла мысль: а почем б не применить непосредственную связь и в двухтактном усилителе? И, чтобы совсем уж обойтись без разделительных конденсаторов, парафазный сигнал на сетку второго триода, что стоит на входе усилителя, подадим не с анода первого триода через разделительный конденсатор, а с выхода усилителя через соответствующий делитель напряжения.

В качестве анодной нагрузки входных триодов 6Н9С принято брать резистор с сопротивлением в интервале 40-70 кОм. Я применил сопротивление большей величины, это благоприятно сказалось на звучании, так как сопротивление анодного резистора, как указано в [2], вообще следует выбирать в интервале (5-10) Ri. Однако, опыт подсказывает, что (3-5)Ri – более оптимальное соотношение для сопротивления анодного резистора.

Первая версия схемы усилителя выглядела так:То есть эта схема не имела межкаскадных конденсаторов и в большей степени носила экспериментальный характер — а прокатит ли? Прокатило. Правда, звук не понравился, захотелось большего и на свет в скором времени появился следующий вариант схемы.

В качестве выходных применены трансформаторы от советского лампового приемника «Симфония». Как они хороши! Даже бас отыгрывают на удивление сильно. Эти малыши способны на многое. Даже в чистом пентодном включении выходных ламп, без использования ультралинейных выводов выходного трансформатора. Выходные трансформаторы проварены в парафине, залиты смолой и помещены в металлические кожухи. В дальнейшем эти трансформаторы монтируются внутри шасси усилителя.

 

 

Литература, ресурсы

 

  1. Брусникин В.  — Мой бюджетный Лофтин-Уайт, «Радиохобби», 2000. №3;
  2. Торопкин М.В. – Ламповый Hi-Fi-усилитель своими руками – Наука и техника, СПб, 2006.

 

Продолжение

 

Данная статья является логическим продолжение описания усилителя, приведенного в [1]. По сути своей – это ряд экспериментов с режимами и схемотехникой, проведенных над одной конструкцией. Сразу хочу отметить, что эти действия проводились в большей степени не в качестве эксперимента, а просто в поисках лучшего звука, и он был найден. Интересно, что результат получился несколько отличным от предполагаемого заранее. Первая версия усилителя, как мы помним из предыдущей статьи, представляла собой двухтактный усилитель с непосредственной связью между каскадами по схеме Лофтина-Уайта. Пожалуй, главным недостатком этой схемы была необходимость наличия в схеме ламп (даже триодов в каждом из баллонов ламп 6Н9С) с абсолютно одинаковыми параметрами, так как в противном случае режимы выходных ламп в плечах различались, происходил существенный перекос по току. Это было вызвано тем, что режим выходной лампы зависел не только от нее самой, но и от режима входной лампы, стоящей по схеме перед ней. Да и звучание этого усилителя было не тем, какое ожидалось от усилителя без разделительных конденсаторов. Однотактный усилитель делать не хотелось из принципа, хотя и в двухтактном варианте за выходной мощностью я не гнался. Нужно было качество. Собственно, именно поэтому было произведено изменение схемы. Причем – существенное.

Первым шагом на пути к изменению схемы стала установка межкаскадных конденсаторов и уменьшений резисторов утечки до величины 100 кОм. Методом слуховой экспертизы в качестве межкаскадных конденсаторов были оставлены ‛бутерброды‛ из соединенных параллельно К78-2 и СГМ. Лишний раз подтвердилась верность данных из таблицы [2]. В катоды выходных ламп я установил сборку из резисторов с полярными и неполярными конденсаторами. Режим для ламп 6П3С-Е подобран следующий: Ua = 370 В, Ia = 60 мА, Uк = 19,8 В, Uc2 = 375 В, Pa = 21 Вт. Второй вариант схемы усилителя на 6П3С-Е и 6Н9С представлен на рис. 1.

Блок питания конструкции был умощнен и вынесен в отдельный корпус. Итог – полное отсутствие фона переменного тока на выходе каналов. Я отказался от тороидального трансформатора и вместо него поставил два ТС-180, предварительно проваренные в парафине, у которых были использованы только анодные обмотки. В итоге блок питания состоял сразу из трех силовых трансформаторов (одного – накального и двух – анодных), и все это ради выходной мощности по 5 Вт в каждом канале, но оно того стоит. Помимо установки более мощных трансформаторов было добавлено большое количество отечественных конденсаторов в фильтр питания, как полярных (в сумме 1000 мкФ), так и неполярных (в сумме 100 мкФ).


Хочу отметить превосходное звучание таких маленьких выходных трансформаторов, как тех, что стояли в приемнике ‛Симфония‛. Включение выходных ламп – тетродное, не смотря на возможность ультралинейного подключения. В сети такие трансформаторы, хоть и бывшие в употреблении, стоят дорого по сравнению со своими собратьями аналогичных габаритов, но это не удивительно.

Третий вариант схемы делался исключительно в экспериментальных целях. А цель эксперимента была такова: сравнить звучание классического лампового усилителя с усилителем, имеющим в выходном каскаде источник тока на полупроводниках. В качестве такового был выбран широкораспространенный LM317. Примечательно, что даже Сакума применял его в своих конструкциях [3]. Но впервые идея поставить источник тока в катоды выходных ламп была замечена на форуме [4], где ее весьма хвалили. Катодная цепь выходного каскада переделана, как на рис. 2.

В случае использования микросхемы катоды обоих ламп 6П3С-Е следует соединить. Звучит усилитель с источником тока так же хорошо, как и с шунтированным резистором в катоде. Более того – напрочь отсутствует фон на выходе усилителя, так как LM317 гасит переменный ток, даже от дросселя в блоке питания можно совсем отказаться. Кстати, если вы будете экспериментировать с LM317, не забудьте посадить ее на радиатор, ибо эта микросхема очень греется и без охладителя имеет полное право выйти из строя.

И еще важная деталь напоследок. Остерегайтесь подделок! Первоначально я покупал LM317, которые оказались поддельными, усилитель плохо звучал, и данная статья могла иметь совсем иное заключение, с которым многие поспорили бы.

Литература, ресурсы

 

  1. Тимошенко А. Двухтактный Лофтин-Уайт. — Радиолюбитель, №9, 2010, стр. 13.
  2. Дмитриев Д. Оценка влияния переходных конденсаторов на звучание усилителя. — Вестник АРА, Спецвыпуск, стр. 15-17.
  3. http://www10.big.or.jp/~dh/gallery/takuji.html
  4. http://forum.datagor.ru/index.php?showtopic=3423&hl=%F3%F1%E8%EB%E8%F2%E5%EB%FC+LM317

UPD 23.01.14

Схеме лет много, она собиралась мной в зеленом студенчестве — сейчас я из такого *овна усилители просто не собираю.
Если бы меня сейчас под дулом автомата заставили собирать подобное, то я бы
1) Уменьшил номиналы анодных резисторов — в те времена у меня не было осциллографа и я настраивал на слух на акустике Микролаб. Басило знатно, но, думаю, что на нормальной акустике вместо баса были бы или хрипы, или ничего. Говоря точнее — не басило, а давало хороший гул. Очень рекомендую погонять драйверный каскад на осциллографе с генератором
2) Шунтирующие КСГ — нафиг.
3) В катоде 6П3С-Е из кондеров — по одному электролиту
4) Кондер в средней точке первичной обмотки: вместо электролита на 220 мкФ — неэлектролит на 20-30 мкФ.

На данном сайте Вы можете заказать ламповый усилитель

Тип усилителя Цена,
руб/шт
Фото Диапазон частот при АЧХ +/- 1 дБ, Гц при выходной мощности, Вт, на канал

Heavil-old

Однотактный ламповый усилитель
на лампах 6П6С (триод), 6Н9С, 5R4
Выходные трансформаторы намотаны
на немецком железе М6. Блок
питания — без электролитических
конденсаторов.
Выпрямитель — ОППВ. Межкаскадные
конденсаторы ФТ-3.

50000 DSCN1317DSCN1319  15…25000
2

Heavil-Komod

Однотактный ламповый усилитель
на триоде 6С33С

Масса: 40 кг

Подробнее

70000  IMAG0700
IMAG0699
7…25000,
12

 Heavil-Komad

Однотактный ламповый усилитель
на триоде ГМ70

Масса: 33,5 кг

80000 IMAG2553 15…25000
25

Heavil-300B

Однотактный ламповый усилитель
на триодах 300B

60000
за оба
IMAG0515IMAG0526 15…25000,
20

Heavil-Classic with head.mini

Недорогой однотактный
ламповый усилитель
для акустики и наушников на
лампе 6П6С, 6Н9С

 

30000 -1hE-vW5X-MoONQFxkGFjk 30…25000,
3

Heavil-Classic USA

Недорогой однотактный
ламповый усилитель
на лампе 6K6, 6J5

Видео

30000  IMAG2052  30…25000,
2

Heavil-PC

Однотактный усилитель на 6П14П

Когда-то я делал и такое

Видео

-
30…25000,
2

Heavil-PC-Time

Однотактный усилитель на 6П14П
с задержкой подачи анодного напряжения

Когда-то я делал и такое

- IMAG2250 30…25000,
2

Heavil-Classic. mini

Однотактный усилитель на 6П6С

30000
30…25000,
3

Heavil-Krom

Однотактный усилитель на EL34

36000
15…25000,
7

Heavil-Retro-USSR

Однотактный ламповый усилитель
на лампе 6П13С

Когда-то я делал и такое

-  6p13s 20…25000,
3

Heavil-Vintage-6F6S

Однотактный ламповый усилитель
на лампе 6Ф6С.

30000 404556_4454918056079_2076192375_n11221_4454918616093_670093933_n549179_4454937656569_241783678_n 17 — 35 000 Гц,
1

Heavil-TA-40

Двухтактный ламповый усилитель
AT-40 на лампах EL34

Масса: 18 кг

Видео

35000 gaM8402TM5Q 20…20000,
40
Ламповый усилитель для наушников
сопротивлением 60-600 Ом на лампе
6Н6П
10000  4252 15…20000
Heavil TA-40-Phono

Интегральный ламповый усилитель
с ММ/МС-фонокорректором и предварительным усилителем.
Модель собрана для Германии

50000 IMAG1538IMAG1539
IMAG1543
20…25000,
30
Ламповый ММ/МС-фонокорректор
с предварительным усилителем,
имеет 3 пары входов и 1 выход,
темброблок. Примененные лампы:
4х6Н2П, 2х6Н1П, 6Н3ПВидео
20000 DSCN1305DSCN1306
Двухтактный ламповый усилитель
на лампах 6П6С и 6Н9СКогда-то я делал и такое
-  DSCN1068DSCN1071  20…25000,
10

 Heavil-Solo

Однотактный ламповый усилитель
на лампах 6L6, 6SN7, 5R4
Выходные трансформаторы намотаны
на немецком железе М6

Масса: 16 кг.

40000 IMAG2209 15…25000,
10

Heavil-Gothic

Двухтактный ламповый усилитель
на лампах 6П6С, 6Н9С и 5Ц3C

 

Когда-то я делал и такое

- IMAG2465
IMAG2464
30…20000
10

Antimo

Однотактный ламповый усилитель
с выходном на наушники и акустику.
Силовой и выходные трансформаторы
намотаны на немецком железе М6
Лампы: КТ88, 6Н9С, 5Ц3С

Видео

60000 IMAG2961 IMAG2958
UL-sk

Однатактный ламповый усилитель
на тетродах KT66

36000 IMAG2774IMAG2775 20…25000
10
Krom, ver.2 36000  IMAG2853 IMAG2858

Все усилители делаются на заказ под Вашу акустику с учетом таких параметров, как чувствительность, мощность акустики, предполагаемый объем помещения, характер музыки, наиболее предпочтительный для слушателя или же универсальность, сопротивление по постоянному току, количество полос акустики, внешний вид усилителя. Так же укажите варианты источников сигнала: виниловый проигрыватель, CD-проигрыватель или иное.

Если вы не знаете, какой усилитель следует выбрать в зависимости от Вашей акустической системы, рекомендуем связаться со мной для консультации, используя контакты. Музыканты, меломаны и просто любители звука — обращайтесь!

В связи с участившимися прецедентами я должен добавить следующее: внесение изменений в схему усилителя уже после оплаты его изготовления возможно лишь в том случае, если Вы в состоянии за это заплатить. Ибо странно в последний момент буквально за несколько дней до отгрузки корежить и переделывать усилитель по-новой из-за того, что клиент вдруг захотел в усилителе мощности видеть еще и выход для наушников. Поймите меня правильно и не надо обижаться, если я отказался это делать бесплатно. Давайте уважать чужой труд и чужое время.

Заказать ламповый усилитель можно, используя контакты, приведенные ниже:

Менеджер: 8-953-612-95-96

Skype: heavil1Мой статус

Так же можно связаться по электронной почте, используя форму, приведенную ниже

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Тема

Сообщение

Введите код с картинки
captcha

Территориально нахожусь в городе Орел, Россия.
Доставка: Почта России, Автотрейдинг. Так же мы сами можем привезти к Вам усилитель.

При необходимости возможно заключение договора о подряде.

Поделиться в соц. сетях

0
Предыдущая тема:
Next Topic:

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.