Кое-что про ламповые усилители
Концепция

Однотактные ламповые усилители

Архив

Консультации

Форум
Яндекс цитирования

Двухтактный усилитель на 6П3С-Е и 6Н9С

Автор: Тимошенко Андрей, город Орел.

Схемотехника усилителей сводится к однотактным и двухтактным схемам. Ничего нового здесь, казалось бы, не придумаешь. Связь между каскадами усиления – конденсаторная, реже – трансформаторная. Отдельный случай – непосредственная, по схеме Лофтина-Уайта [1]. Но давайте пойдем дальше и посмотрим на вопрос создания двухтактных усилителей мощности без межкаскадных конденсаторов вообще. Кстати, межкаскадных трансформаторов тоже не будет, хотя ими и удобно разбивать сигнал на парафазный, используя две одинаковые вторичные обмотки. Глядя на схему Лофитна-Уайта мне в голову пришла мысль: почему бы не применить непосредственную связь и в двухтактном усилителе? И, чтобы совсем уж обойтись без разделительных конденсаторов, парафазный сигнал на сетку второго триода, что стоит на входе усилителя, подадим не с анода первого триода через разделительный конденсатор, а с выхода усилителя через соответствующий делитель напряжения.

В качестве анодной нагрузки входных триодов 6Н9С принято брать резистор с сопротивлением в интервале 40-70 кОм. Я применил сопротивление большей величины, это благоприятно сказалось на звучании, так как сопротивление анодного резистора, как указано в [2], вообще следует выбирать в интервале (5-10) Ri. Однако, опыт подсказывает, что (3-5)Ri – более оптимальное соотношение для сопротивления анодного резистора.

Первая версия схемы усилителя выглядела так:То есть эта схема не имела межкаскадных конденсаторов и в большей степени носила экспериментальный характер — а прокатит ли? Прокатило. Правда, звук не понравился, захотелось большего и на свет в скором времени появился следующий вариант схемы.

В качестве выходных применены трансформаторы от советского лампового приемника «Симфония». Как они хороши! Даже бас отыгрывают на удивление сильно. Эти малыши способны на многое. Даже в чистом пентодном включении выходных ламп, без использования ультралинейных выводов выходного трансформатора. Выходные трансформаторы проварены в парафине, залиты смолой и помещены в металлические кожухи. В дальнейшем эти трансформаторы монтируются внутри шасси усилителя.

 

Литература, ресурсы

 

  1. Брусникин В.  — Мой бюджетный Лофтин-Уайт, «Радиохобби», 2000. №3;
  2. Торопкин М.В. – Ламповый Hi-Fi-усилитель своими руками – Наука и техника, СПб, 2006.

Продолжение

Данная статья является логическим продолжение описания усилителя, приведенного в [1]. По сути своей – это ряд экспериментов с режимами и схемотехникой, проведенных над одной конструкцией. Сразу хочу отметить, что эти действия проводились в большей степени не в качестве эксперимента, а просто в поисках лучшего звука, и он был найден. Интересно, что результат получился несколько отличным от предполагаемого заранее. Первая версия усилителя, как мы помним из предыдущей статьи, представляла собой двухтактный усилитель с непосредственной связью между каскадами по схеме Лофтина-Уайта. Пожалуй, главным недостатком этой схемы была необходимость наличия в схеме ламп (даже триодов в каждом из баллонов ламп 6Н9С) с абсолютно одинаковыми параметрами, так как в противном случае режимы выходных ламп в плечах различались, происходил существенный перекос по току. Это было вызвано тем, что режим выходной лампы зависел не только от нее самой, но и от режима входной лампы, стоящей по схеме перед ней. Да и звучание этого усилителя было не тем, какое ожидалось от усилителя без разделительных конденсаторов. Однотактный усилитель делать не хотелось из принципа, хотя и в двухтактном варианте за выходной мощностью я не гнался. Нужно было качество. Собственно, именно поэтому было произведено изменение схемы. Причем – существенное.

Первым шагом на пути к изменению схемы стала установка межкаскадных конденсаторов и уменьшений номиналов резисторов утечки до величины 100 кОм. Методом слуховой экспертизы в качестве межкаскадных конденсаторов были оставлены ‛бутерброды‛ из соединенных параллельно К78-2 и СГМ. Лишний раз подтвердилась верность данных из таблицы [2]. В катоды выходных ламп я установил сборку из резисторов с полярными и неполярными конденсаторами. Режим для ламп 6П3С-Е подобран следующий: Ua = 370 В, Ia = 60 мА, Uк = 19,8 В, Uc2 = 375 В, Pa = 21 Вт. Второй вариант схемы усилителя на 6П3С-Е и 6Н9С представлен на рис. 1.

Блок питания конструкции был умощнен и вынесен в отдельный корпус. Итог – полное отсутствие фона переменного тока на выходе каналов. Я отказался от тороидального трансформатора и вместо него поставил два ТС-180, предварительно проваренные в парафине, у которых были использованы только анодные обмотки. В итоге блок питания состоял сразу из трех силовых трансформаторов (одного – накального и двух – анодных), и все это ради выходной мощности по 5 Вт в каждом канале, но оно того стоит. Помимо установки более мощных трансформаторов было добавлено большое количество отечественных конденсаторов в фильтр питания, как полярных (в сумме 1000 мкФ), так и неполярных (в сумме 100 мкФ).

Хочу отметить превосходное звучание таких маленьких выходных трансформаторов, как тех, что стояли в приемнике ‛Симфония‛. Включение выходных ламп – тетродное, не смотря на возможность ультралинейного подключения. В сети такие трансформаторы, хоть и бывшие в употреблении, стоят дорого по сравнению со своими собратьями аналогичных габаритов, но это не удивительно.

Третий вариант схемы делался исключительно в экспериментальных целях. А цель эксперимента была такова: сравнить звучание классического лампового усилителя с усилителем, имеющим в выходном каскаде источник тока на полупроводниках. В качестве такового был выбран широкораспространенный LM317. Примечательно, что даже Сакума применял его в своих конструкциях [3]. Но впервые идея поставить источник тока в катоды выходных ламп была замечена на форуме [4], где ее весьма хвалили. Катодная цепь выходного каскада переделана, как на рис. 2.

В случае использования микросхемы катоды обоих ламп 6П3С-Е следует соединить. Звучит усилитель с источником тока так же хорошо, как и с шунтированным резистором в катоде. Более того – напрочь отсутствует фон на выходе усилителя, так как LM317 гасит переменный ток, даже от дросселя в блоке питания можно совсем отказаться. Кстати, если вы будете экспериментировать с LM317, не забудьте посадить ее на радиатор, ибо эта микросхема очень греется и без охладителя имеет полное право выйти из строя.

Литература, ресурсы

  1. Тимошенко А. Двухтактный Лофтин-Уайт. — Радиолюбитель, №9, 2010, стр. 13.
  2. Дмитриев Д. Оценка влияния переходных конденсаторов на звучание усилителя. — Вестник АРА, Спецвыпуск, стр. 15-17.
  3. http://www10.big.or.jp/~dh/gallery/takuji.html
  4. http://forum.datagor.ru/index.php?showtopic=3423&hl=%F3%F1%E8%EB%E8%F2%E5%EB%FC+LM317

UPD 23.01.14

Схеме лет много, она собиралась мной в зеленом студенчестве — сейчас я из такого *овна усилители просто не собираю. Если бы меня сейчас под дулом автомата заставили собирать подобное, то я бы уменьшил номиналы анодных резисторов — в те времена у меня не было осциллографа и я настраивал на слух на акустике Микролаб. Басило знатно, но, думаю, что на нормальной акустике вместо баса были бы или хрипы, или ничего. Говоря точнее — не басило, а давало хороший гул. Очень рекомендую погонять драйверный каскад на осциллографе с генератором

Предыдущая тема:
Next Topic:

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.